Ежедневное развитие медицинской науки позволяет врачам все более эффективно лечить даже самые сложные заболевания. Однако, не стоит забывать, что за болезнью всегда стоит человек: часто испуганный, растерянный и взволнованный из за наступивших в его жизни внезапных и кардинальных перемен. Для того, чтобы пациент не остался один на один со своей бедой, в сфере медицины появилась новая профессия: кейс-менеджер.
Медицинский кейс-менеджер – это человек, который помогает пациенту получить необходимое лечение и уход в связи с его болезнью. Его основная задача – координировать сложный процесс обследования, лечения и реабилитации пациента, включая визиты пациента к врачам, прохождение обследований и процедур, получение рецептов на лекарства. Кроме того, кейс-менеджер помогает пациенту разобраться в сложной медицинской информации о диагнозе и плане лечения, морально поддерживает пациента, дает советы по уходу, социальным вопросам и организации жизни пациента в процессе лечения и реабилитации.
В общем, медицинский кейс-менеджер – это своего рода личный ассистент пациента, который старается сделать процесс борьбы с болезнью более организованным и удобным для пациента, а также помогает ему преодолевать различные препятствия и трудности в ходе обследования, лечения и реабилитации.
Звучит непросто? В таком случае, предлагаем вам заглянуть в один день из жизни кейс-менеджера проекта GoTreatCancer и познакомиться поближе с этой профессией.
(все имена в тексте изменены)
Воскресенье, утро.
Казалось бы, было бы неплохо поваляться в кровати подольше, ведь в воскресенье совершенно не рабочее настроение. Увы, особенность работы кейс-менеджера требует именно сегодня, в воскресенье, переделать дела и подготовиться к понедельнику.
…Когда-то, когда я работал врачом в больнице, я всегда помнил понедельник как довольно сумасшедший день, где тебя ждет много новых пациентов, которых положили по дежурству и которых тебе нужно будет осмотреть, опросить, оформить истории, переводы, выписки, после – успеть в операционную, поучаствовать в обходе с кафедрой, написать протоколы операций и консилиумов, пока налитый еще перед началом смены кофе уже несколько раз успел остыть, быть подогретым в микроволновке и остыть снова.
Кстати, кофе. Отличная идея – начать утро воскресенья с этого ароматного напитка. Кофе позволяет отвлечься от воспоминаний о работе в больнице и сконцентрироваться на текущих задачах. А они стали немного другими: сегодня, например, нужно обсудить с родственником пациента как им себя завтра вести на приеме у врача.
Ситуация не самая приятная, но, к сожалению, привычная. Тяжелый пациент, который оказался в типичной ситуации: онкоболезнь и ее лечение вызвали ряд осложнений, из за которых пациента пару дней назад госпитализировали в общую больницу, врач-онколог требует лечения этих осложнений “по месту жительства” в терапевтическом отделении, а терапевты не горят желанием лечить такого “тяжелого” пациента, ведь причина осложнений – опухоль и, цитирую, “онкологи же умеют с этим работать лучше”.
Я был на месте врачей и понимаю, что “тяжелый” пациент – это всегда трудно, не только в плане работы, но и морально. Понимаю, но пациент должен получить помощь, и моя задача – подготовить его и его родственников к тому, какие вопросы задавать, как себя вести и что делать, если эта самая помощь где-то застопорится.
Здравствуйте, Анна, как Ваш супруг сегодня себя чувствует? Знаю, что Вы у него уже были. Ясно, чуть полегчало, но дежурные врачи говорят, что в понедельник будет заведующий, пусть и разбирается…
Да такое действительно бывает, когда пациент попадает в больницу вечером в пятницу.
Теперь давайте спокойно проговорим планы на завтра…
Когда ты много лет работал врачом, многие вещи кажутся простыми и очевидными: ты знаешь, как работает система, какие стратегии и протоколы применяются и как между ними лавировать, стараясь и выполнить свою работу, чтобы комар носа не подточил, и при этом максимально качественно помочь пациенту.
Но всегда нужно помнить, что Анна – жена онкобольного Виктора – пенсионерка шестидесяти пяти лет, которая всю жизнь проработала в бухгалтерии, и совершенно не представляет внутреннюю “кухню” здравоохранения, с которым она столкнулась, когда ее муж резко начал забываться и жаловаться на головную боль.
Да, если станет вопрос о выписке Виктора с аргументацией, что вам надо к онкологу…
Не так просто объяснить, что ей делать и что говорить в общении с лечащим врачом и заведующим отделением общей больницы, в которой оказался ее муж. Ведь трудно предугадать их реакцию: не совсем профильный пациент, в тяжелом состоянии и, возможно, даже не по адресу прописки, ведь скорая расценила ситуацию как более плохую, которая по их мнению требовала хирургической помощи, и поэтому отвезла мужа Анны в нейрохирургию вместо неврологии.
Да, Анна, давайте еще раз проговорим, что Вы будете говорить в случае, если станет вопрос, что Ваш супруг – онкологический пациент и должен лечиться у онкологов…
Все верно, Анна, делаем акцент на том, что Ваш муж в больнице именно по настоянию онколога, хоть и не в том отделении, которое он рекомендовал…
Нет, не бойтесь, тут закон на вашей стороне. Лучше даже запишите в свой блокнот номер приказа, который это регламентирует…
Конечно, завтра мы с вами на связи и вы сразу мне позвоните или напишите, если что-то поменяется. Помните: главное быть спокойной и четко проговаривать то, что мы в Вами только что обсудили…
Так, уже легче, дальше – плановые вопросы. В 14.00 звонок с Марией, нужно уточнить, как действуют на нее новые лекарства, помогли ли они справиться с ее рвотой и что происходит с ее весом за последние 2 дня. Обязательно нужно сделать все необходимые пометки в электронной карте пациентки.
Перед этим нужно проверить карточку Павла, во вторник у него консультация, к которой он сейчас готовится. Завтра мы с ним будем еще раз проговаривать все важные моменты будущей консультации: какие вопросы он хотел бы задать, как ему не упустить самое важное.
Павлу только недавно поставили онкологический диагноз и впереди его ждут курсы химии. Очень важно, чтобы он понимал, что представляет из себя это лечение, как оно проводится и зачем оно вообще ему нужно. Чем лучше мы с Павлом подготовимся сейчас, тем проще ему будет потом.
Заканчиваю работу с карточкой Павла, со всеми его данными все в порядке, все его медицинские документы я просмотрел и структурировал, проверил, что Павел прошел все необходимые обследования и анализы, составил список вопросов, которые ему нужно обсудить на консультации с врачом во вторник. Можно планировать созвон с Павлом на завтрашнее утро и окончательно проговорить и закрепить все важное.
Здравствуйте Мария, как Вы?...
Согласен, звучит не так хорошо, как хотелось бы. Давайте запланируем для Вас консультацию со специалистом по поддерживающей терапии? Да, именно с этим врачом лучше обсудить, как бороться с этой побочной реакцией, если не сработали те лекарства, которые вам выписали…
Да, конечно, я создам в системе запрос на консультацию, и Вы свяжетесь с врачом поддерживающей терапии и обсудите, что делать. Врач будет видеть Вашу карту и знать причину обращения, но давайте обсудим, что Вы хотите узнать на этой консультации. Вы можете записать вопросы в блокнотик, чтобы не забыть их задать.
Запрос на консультацию создан, дальше пациентка с врачом справятся сами. Наш специалист по поддерживающей терапии – профессионал в любых случаях, даже самых сложных. Самое главное, что он отлично умеет общаться с пациентами и может здорово их успокоить, помимо самой консультации. Мария в надежных руках.
В который раз ловлю себя на мысли, что направить человека на консультацию к нашему специалисту в GoTreatCancer проще, чем терапевту в поликлинике. Просто за пару нажатий клавиш ты выбираешь к какому именно врачу нужно отправить человека, автоматически у специалиста создается запрос на консультацию в нашей рабочей платформе и приходит оповещение о том, что нам нужна его помощь.
Каждый раз когда я создаю такой запрос я чувствую небольшое удовлетворение от потраченного на заполнение виртуальной медицинской карты времени: теперь наш врач видит всю историю целиком и нет риска, что какие-то данные потеряются или будут не замечены. Для того, чтобы внести все важные данные в медицинскую карту, мы с пациенткой Марией потратили довольно много времени, но наши усилия были однозначно полезными. Да и сама Мария уже опытная пациентка нашего проекта: она не первый раз работает с нашим врачом поддерживающей терапии. Врач точно вспомнит ее: пролистав вновь возникший запрос на платформе он быстро освежит в памяти все нюансы связанные со здоровьем Марии.
Мария, если что-то будет не ясно после консультации с нашим врачом, напишите мне или позвоните, договорились?
Только что пришло оповещение на запрос о помощи, на платформе светится оповещение, что кто-то новый обратился к нам. Значит, до завтра у меня хватит времени изучить данные и понять, с чем человек обратился и чем мы можем ему помочь.
Вообще сама платформа довольно удобная не только для меня, но и для пациента, как мне кажется. Человеку просто нужно нажать на "Получить помощь", пройти опросник, кратко описать свою проблему и подтвердить, что согласен на обработку своих данных и на участие в проекте и вуаля: у всех кейс-менеджеров появляется сигнал, что кому-то нужна помощь.
Дальше я или мои коллеги просто откроем этот запрос и почитаем, что привело к нам человека. Может быть человек хочет поговорить о своей болезни, или о болезни близкого, может быть боится за свое состояние и не знает, что делать, может, хочет получить совет, как получить льготы или оформить инвалидность, или ищет второго мнения: всякие запросы приходят. Я готов работать с любыми запросами и всегда радуюсь тому, что человек обратился за помощью и не остался наедине со своей болезнью.
Поэтому, я нажимаю “Принять чат” и начинаю общение с новым пациентом.
Случай не экстренный, но увы, не редкий. Рак, 44 года, сказали что “все плохо и нужно ложиться на операцию”.
Добрый день, мы получили Ваш запрос, меня зовут Константин. Давайте с Вами поговорим, уточним все вопросы и, я постараюсь вместе с Вами найти выход из этой ситуации. Вы говорили, что Вам делали компьютерную томографию, скажите, а где есть ли у вас это исследование в электронном виде?
Дальше я предлагаю пациенту созвониться, а если ему не удобно, мы продолжаем общение в чате. Шаг за шагом мы начинаем собирать и систематизировать всю информацию о болезни или состоянии человека, которая есть на сегодняшний день.
Важно с самого начала вместе с пациентом упорядочить все медицинские данные, загрузить их на платформу, создавая виртуальную “историю болезни”. Параллельно с этим я выясняю все больше подробностей о том, что волнует пациента и мысленно составляю план того, как мы можем ему помочь.
Вместе мы прописываем весь план нашей совместной работы, составляем своеобразную дорожную карту, по которой мы будем двигаться, пока пациент не получит все ответы на свои вопросы.
К сожалению, мы не можем обещать нашим пациентам чудесное исцеление, не можем отвести в Швейцарию на лечение, но мы можем быть рядом в трудную минуту, можем помочь справиться с первым стрессом, дать человеку всю информацию о его болезни от ведущих специалистов и самое главное – быть рядом, когда человека будут волновать вопросы связанные с тяжелым лечением, побочными действиями химиотерапии, неопределенностью заключения МРТ или просто будет эмоционально тяжелый период переживания болезни.
Вечером я закрою рабочий ноутбук и выдохну: еще один день прошёл не зря.
Завтра будет новый день.